Типы магазинов промтоваров

      Непрерывный рост производства и расширение ассортимента товаров, широкое внедрение новой современной торговой техники и оборудования, а также быстрый рост жилищного строительства вызывают необходимость типизации торговой сети.

      Цель типизации торговой сети — максимальное улучшение обслуживания населения, обеспечение бесперебойной и экономичной работы торговых предприятий, выбор наиболее рациональных и экономичных типов магазинов.
Основными признаками, определяющими типы магазинов являются:

  1. товарный ассортимент;
  2. количество рабочих мест;
  3. размеры торговых и подсобных площадей магазина;
  4. методы торгового обслуживания населения.

      Товарный ассортимент магазина является основным и важным признаком. В зависимости от широты обязательного ассортимента можно выделить следующие типы магазинов:

  а)    универсальные, торгующие широкой номенклатурой товаров нескольких ассортиментных групп и подгрупп. Универмаги — это технически хорошо оборудованные крупные магазины, имеющие обычно несколько товарных отделов, в свою очередь, разделяющихся на секции, в которых представлены все основные группы товаров. В универмаге должно быть не менее 22 рабочих мест и 8 специализированных секций. Примером  универсальных  магазинов,  торгующих  всеми  группами товаров, могут служить супермаркеты, ГУМ и ЦУМ в Москве;
  б)    комбинированные, торгующие товарами нескольких ассортиментных групп, родственных по своему потребительскому назначению, например готовым платьем, мехами и головными
уборами; фото- и радиотоварами и т. п.;
  в)    смешанные, торгующие различными промышленными и продовольственными товарами разнообразных групп. Внутригрупповой ассортимент таких магазинов обычно узкий, они не имеют отделов и секций;
  г)    специализированные, торгующие товарами только одной ассортиментной группы, например обувью, швейными изделиями, тканями и т. д.;
  д)   узкоспециализированные, имеющие в своем ассортименте только одну подгруппу или один вид товаров, например чулки, носки, галстуки, пуговицы, авторучки.

      Величина магазина того или иного типа определяется количеством рабочих мест. В магазинах, где применяются прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажа товаров по образцам и т. п., т. е. там, где стирается понятие «рабочее место», количество контролеров-кассиров условно переводится на число рабочих мест. В магазинах, торгующих с открытой выкладкой товаров на прилавках, в обувных магазинах, продающих обувь по образцам, и ряде других понятие «рабочее место» сохраняется.

      Наиболее рациональными типами магазинов являются крупные торговые предприятия.

      Именно крупные магазины экономически эффективны и имеют целый ряд преимуществ. В них можно: организовать широкую и красивую выкладку товаров; применить современное оборудование и торговую технику; внедрить новые, прогрессивные формы обслуживания покупателей; механизировать трудоемкие работы; создать большие, красиво оформленные уличные витрины.

      В основу работы по типизации торговой сети должны лечь наиболее прогрессивные и эффективные методы торговли.